Поведение всех животных формируется в результате врожденного стремления каждого живого существа к необходимой данному виду комфортности и продолжению своего рода. Удовлетворение потребностей и защиту от опасностей обеспечивают врожденные реакции - рефлексы - и сложная цепь этих реакций - инстинкты.
Порядок возникновения условного рефлекса таков: вначале животное воспринимает сигнал - условный раздражитель, который воздействует на его органы чувств, затем следует стимул - безусловный раздражитель, вынуждающий к требуемому действию, а после этого реакция (рефлекс) закрепляется положительными эмоциями, возникающими в результате прекращения неприятного воздействия.
Такую же последовательность нужно соблюдать при обучении щенка. Так, при обучении садиться по приказанию вначале дается команда "Сидеть!". Принудить собаку сесть можно двумя способами: механическим воздействием, потянув за ошейник вверх и слегка назад при одновременном нажатии на крестец собаки, либо показывая лакомый кусочек из руки, которую ведут перед носом собаки слегка вверх и назад. В последнем случае собака сама принимает сидячую позу, как самую удобную в стремлении видеть и обонять желанное угощение.
Чтобы она не подпрыгивала, дрессировщик наступает ногой на приспущенный до земли поводок. При любом методе воздействия принятие нужной позы стимулируется поощрением.
Команды во всех случаях подаются уверенным, повелительным тоном, не злоупотребляйте громкостью и угрожающими интонациями.
Недопустимо искажение команд производнымй словами или их синонимами.
Вначале собаку приучают выполнять требуемые команды в непосредственной близости от дрессировщика. В дальнейшем многие из них собака должна будет выполнять и на расстоянии, что требует постепенной настойчивой отработки.
Принуждение к требуемому действию при обучении всегда следует за командой. Оно может быть очень многообразным в зависимости от специфики приема, индивидуальных особенностей собаки и умения дрессировщика.
Чаще всего применяют механическое воздействие, например, при усаживании или укладывании собаки с помощью рук, при воздействии длинным поводком после команды "Ко мне!".
Во многих случаях заставить собаку выполнить нужное действие помогают ее природные инстинкты и потребности - игровая и охотничьи реакции при обучении подаче предметов, инстинкт стайности при установлении контактов с дрессировщиком при работе в стае и т. д.
Поощрение за правильно выполненную команду закрепляет рефлекс, заставляет собаку забывать "неприятности", обеспечивает необходимый контакт с воспитателем и заинтересованность в работе.
Лакомый кусочек из рук дрессировщика - самое распространенное, но не всегда самое действенное поощрение. Его можно и нужно использовать, но ограничиваться только пищевым стимулом нерационально, да и невозможно.
Внимание человека, ласковая интонация, прикосновение руки - не менее действенное поощрение чем подкормка, для многих собак с повышенной тягой к общению с воспитателем. Такую контактность нужно воспитывать с первых дней появления щенка в доме.
Сохраняя заинтересованность в обучении, можно добиться того, что, казалось бы, неприятные команды и манипуляции, например - "на место", взятие на поводок и т. п., собака будет воспринимать как радость. Ведь за беспрекословный уход на место ее хвалят и угощают, а на поводок берут перед выходом на прогулку.
Наказания в процессе воспитания собаки неизбежны.
Угрожающая интонация, рывок поводка, удар хлыстом - вот перечень взысканий, приемлемых при обучении собаки. Выбор и сила наказания должны соответствовать особенностям нрава воспитанника и степени вины, но во всех случаях наказание должно быть доходчивым, то есть достаточно сильным, чтобы собака его почувствовала, в противном случае она воспринимает это как заигрывание или знак внимания.